ЗИГАНОВ  Рашит Рахимович (р.28.06.1952, Уфа), композитор, педагог. Проф.(1997).  Засл. деят. иск-в БАССР (1990).  Засл. деят. иск-в России (2008).Член  Союза  композиторов (1989). Сын Р.Ф.Зиганова. После окончания УГИИ (1977; класс З.Г.Исмагилова) и асп-ры Горьк. гос. конс. (1980) работает в УГИИ (в 1995 - 2001 зав. каф. Композиции). В 1992 - 95 дир. Баш. отделения Муз. фонда СК РФ, 1992-2000 зам. пред. СК РБ.  Синтез современных музыкально выразительных средств, приёмов композиторской техники и традиционных жанров и форм, склонность к драм. сопоставлению музыкальных образов, сочетание экспрессии со строгой логикой организации музыкального материала определяют творческий стиль З. Автор  балетов  "Аленький цветочек" (2003, либр. И.Х.Хабирова по одноим. сказке С.Т.Аксакова), "Ут" (1998, "Огонь" либр. Хабирова   по   одноим.   драме   А.К.Атнабаева)   и   оратории-балета  "›ара хыу¦ар"  (1977, "Черные  воды";  по одноим. поэме  М.Карима; 1999, 2-я  ред.) Вед. место в тв-ве З. занимает  симф. музыка, характеризующаяся  полифоничностью образов и конфликтностью драматургии: Поэма (1980), 6 Симфоний (1-я, 1987; 2-я, «Символы веры», 1996; 3-я, «Полынь степная», 1998; 4-я, «Гимн Салавату Юлаеву», 2002; 5-я, «Антивоенная» 2006; 6-я, 2011), симф. Картина «Баяс» (1998). В концертах проявляется огромный интерес к истории и культуре Башкортостана, интерпретируются исторические события прошлого. Концерт для фп. с оркестром  (1999), отражает эпоху присоединения башкир к государству Чингисхана. Тройной концерт «Рагавардхана» для 3-х духовых и симф. орк. (2001), период влияния Арабского халифата и индийской культуры, значение западноевропейской культуры отражают Концерт для органа с симф. орк. №1 (Concerto grosso). Концертная дилогия  для  органа  с  оркестром, посвященная  памяти Р.А.Гареева (1997),  Концерт  для  валторны  с  оркестром  (2004),   Концерт  "Тimpanoramа" для ударных инструментов с  оркестром (2005)  и др. Глубокая связь  с истоками баш.  нар.  музыки прослеживается в хоровых  поэмах "Тыу4ан Уралым"  (1996,  "Родной  Урал")  на  стихи   Салавата  Юлаева,   хоровом  цикле "Скифы"  на  стихи  А.Блока  в  пер.  на  баш.  яз. Р.Ф.Мифтахова  (1992), вок. циклах   на   стихи   М.Гали,  Р.Мифтахова, песнях  "Ауылымды8 айлы кист2ре" ("Лунные  вечера")  на  стихи С.Ш.Поварисова,  "Умыр6ая"   ("Подснежник")  на стихи   Р.Х.Нигматуллина,   "»с2й"   ("Мама")  на   стихи  Г.Юнусовой  и  др.  Камерно-инстр. соч. – 2 Сонаты для кларнета и фп. (1997, 2008), 2 Сонаты для флейты и фп. (1977, 2006), 4 Сонаты для скрипки и фп. (1995, 2005, 2010, 2012), Соната №1 для виолончели и фп. (2010), Восемь сонат  для  фп. Соло, Квинтет для духовых, ударных и фп. (1980), Струнный квартет №1 (1995), трио, квартеты, пьесы для разл. инструментов отличаются оригинальностью структурно-композиц. решений. Организатор  и   худ.  рук. муз.  групп  "Шаян"  УГНТУ  (1978  -  82;  с 1980  - "Альтарес"),  "Инзер" БГПИ (1982 - 95), Рок группы «Ufa»  Д\Т Нефтяник (1982-88). В составе групп гастролировал по городам России, Ср. Азии, Германии. Пишет музыку к драм. cпектаелям; джаз.эстр. соч., уделяет внимание муз. для детей /12 Багателей (1976), Детские песни (1989), Обработки баш. нар. песен (2003). Тв-во З. Известно за пределами РБ. Его произведения звучали на межд. Фестивале «Европа-Азия» в Казани, съездах СК РФ в Москве, межд. конк. пианистов в Париже, в Токио.

Соч.: Багатели для фортепиано // Изд. Советский Композитор, М., 1983.

Поэма для валторны и фортепиано // Изд. Мин.культ. РБ - Уфа, 1991.

Сонаты для фортепиано // Изд. «Ижад»  Уфа, 1992.

Родина у всех одна // Песни для детей Башкнигоиздат. - Уфа, 1993.

Эстрадные песни // Башкнигоиздат. - Уфа, 1985.

Лит.:  Давыдова Э.М. Творчество Р. Зиганова // Баш7ортостан 7ызы. 1992. №12

Юнысова Г.А. Я8ы йыр6ар // Баш7ортостан 7ызы. 1995.

Зинатшина Н.В. Творческий путь Рашита Зиганова// Баш7ортостан. 1982. №11

Зиновьева Т.С. Музыкальный дебют // Китап - Уфа, 1995.

II Международный фестиваль Европа-Азия // Буклет Изд. СК РТ - Казань, 1996.

Скурко  Е.Р. Композиторы и музыковеды Башкортостана // Китап - Уфа, 2002.-240с.

Юбилейный вечер композитора Рашита Зиганова

18 мая в Уфимской государственной академии искусств прошел творческий вечер Заслуженного деятеля искусств России, Заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, члена союза композиторов России, профессора, композитора – Рашита ЗИГАНОВА. В концерте приняли участие студенты, аспиранты и преподаватели УГАИ им. З. Исмагилова, среди которых Алина Ахметова, Артур Мингажев, Алсу Сальманова, лауреат международного конкурса Лена Мусабирова, Заслуженный деятель искусств РБ, профессор Ильдар Султанов, Алсу Бадретдинова (класс профессора Шафиковой А.И.), Зульфия Вагапова (класс профессора Ситдиковой Ф.Б.), Заслуженный работник культуры РБ Лилия Расулева, а также хор и камерный оркестр академии.

Концерт был приурочен к знаменательной дате – 60-летнему юбилею композитора и в связи с этим событием ректорат академии искусств от имени ректора Амины Шафиковой передал искренние поздравления юбиляру, отметив его огромный вклад в развитие башкирской культуры и пожелав ему дальнейших творческих успехов.

Открылся вечер хоровыми сочинениями – прозвучали 2 части из хоровой поэмы «Родной Урал» на стихи С. Юлаева  для смешанного хора a’cappella Р. Зиганова, где, по словам композитора, было использовано микро цитирование старинных протяжных песен, что придало историческую подлинность образам и характеру произведения. «Зулейха»  и «Соловей» были блестяще исполнены хором академии искусств под управлением Алсу Сальмановой.

Далее достойно представила свой дипломный проект выпускница класса профессора Р. Зиганова - аспирант-стажер Алина Ахметова, продемонстрировав несколько номеров из оратории «Планетарный человек» на стихи испанского поэта Хорхе Каррера Андраде. В прекрасном исполнении хора и камерного оркестра академии прозвучали такие части, как «Слава автомобильным королям», «Я – планетарный человек!» и «Закат человечества», а великолепный голос солиста Артура Шарипова заставил задуматься над поднятыми актуальными проблемами современного общества.

Не обошлось и без премьер – следующим номером программы стала 2 часть совершенно нового сочинения - симфонии № 7.  Лирическое название «Гильмияза» рисует в воображении образ девушки, попавшей в далекие страны и тоскующей по родине. Здесь автор представил переосмысленный вариант одноименной башкирской народной песни, куда привнес также элементы арабо-индийского фольклора. Соло на кубызе и курае в исполнении Ильнура Хайрулина прекрасно вплелось в канву сочинения. Стоит отметить и игру солистов камерного оркестра - Инна Фоменко (флейта), Мушег Микаелян (кларнет), Анвар Фаттахов (литавры), Рустем Хамидуллин (виолончель) и Алсу Бадретдинова (фортепиано).

Камерная часть концерта состояла из новых сонат, специально написанных для профессоров, аспирантов и лучших студентов академии. Рашит Зиганов – единственный среди башкирских композиторов автор, последовательно обращающийся к сонатной форме, в области фортепианной музыки, на примере которой возможно проследить эволюцию творчества композитора. Конфликтная драматургия сонаты дает благодатную почву автору реализовать свои жизненные устремления, индивидуальный взгляд на многообразные стороны действительности, где его интересуют вопросы «устройства мира», противоречия разных систем, современные проблемы и взаимоотношения. И в этот вечер состоялась премьера нескольких новых сочинений, среди которых  - соната № 8 для фортепиано,  соната № 3 и № 4 для скрипки и соната № 2 для кларнета и фортепиано (исполнители Ильдар Султанов и Алсу Бадретдинова). Лауреат международного конкурса Лена Мусабирова  дала удивительно точную интерпретацию образов в Сонате №8 для фортепиано solo, а студенты класса профессора Флюры Ситдиковой  - Зульфия Вагапова  и Диана Мухамедьярова смело, и проникновенно исполнили скрипичные сонаты, где партию фортепиано великолепно сыграли преподаватель Елена Гордеева и студентка Юлия Русакова.

 Среди премьер стоит отметить сонату № 2 для кларнета и фортепиано под названием «Скандинавская», созданную под впечатлением поездки по Норвежским Фьордам. В сонате реализуется башкирский фольклор и скандинавские интонации, что говорит об увлечении автора поиском связи древних культур, что приводит к понимаю культурного единства мира. Очень убедительное премьерное исполнение преподнесли в подарок юбиляру Заслуженный деятель искусств РБ, профессор Ильдар Султанов и Алсу Бадретдинова (класс профессора А. Шафиковой).

Самым уникальным номером концерта стало исполнение 2 части концерта № 2 для фортепиано с оркестром. Под электронное и живое звучание оркестра партию фортепиано исполнила лауреат международного конкурса Лена Мусабирова. По мнению Р. Зиганова, сочетание компьютера IBM PC,  живого оркестра  и сольного фортепиано произошло впервые в Башкортостане, а может быть и в России, и Лена удивительно точно прочувствовала современные технологии и вела «умную машину» за собой.

В заключение вечера прозвучали вокальные сочинения композитора на слова Суфиана Поварисова в прекрасном исполнении Лилия Расулевой, а за фортепиано был сам автор. Можно было услышать как популярные – «Лунные вечера», так и новые – «Не дуй ветер». Свой юбилейный концерт Рашит Зиганов посвятил родному краю, и поэтому, яркой кульминацией прозвучала песня «Уфа – любимый город» на слова Сафуана Алибаева, в переводе Рифа Хуснутдинова.

Юбилейный вечер композитора Рашита Зиганова завершился теплыми и искренними поздравлениями и пожеланиями дальнейших творческих успехов.

 

Лихачёва Виринея

© rziganov

Бесплатный хостинг uCoz